Молодой сибиряк, 1994
Наталья Кожевникова
Гоша Виноватов, немолодой придурок без вредных привычек "Не бывает поэтов с фамилией Мушкин. Пушкин - еще куда ни шло, а Мушкин?.. Это можно простить инженеру," - решил инженер Мушкин и стал поэтом Гошей Виноватовым. Впервые же этот образ появился в 1985 году в пьесе "Луковый суп", где он наряду с Рахманиновым, Высоцким и пр. был преподнесен как самое веское доказательство теории о том, что все великие люди были алкоголиками. Сейчас Гоша пишет только тесты песен и, в основном, для Вари Ледянцовой. Он очень популярен в творческих кругах, так как занимается продюсерской деятельностью, и на аудиенцию к нему выстраиваются огромные очереди. Вот его-то драгоценное время я и отнимала своими несерьезными вопросами. МС: По-моему, Гоша, это несолидно для человека, которому за тридцать. Гоша: Мне нравится, когда человек и после тридцати лет остается придурком. Вот Мамонов, например. Человеку за сорок - ну дурак замечательный! Это не значит, что человек случайно пытается кого-то эпатировать. Просто придурь такая по жизни. Помимо Великого Придурка Мамонова первыми в иерархии Гошиных авторитетов стоят ленинградский писатель Валерий Попов и просветленный Бхагван Шри Раджниш, превративший такие серьезные штуки, как религия и философия, в игру, в совместное творчество Учителя и учеников. МС: На ваших текстах есть некий налет религиозности. Вы верующий человек? Гоша:Я считаю себя человеком не верующим, но религиозным. Существует разница между верой, религией и религиозностью. Религия - нечто официальное, оформившееся, свод правил, догм. Обычно, если спрашивают: вы верующий? - это значит, имеете ли вы отношение к какой-либо религиозной конфессии? Религия - это институт посредничества между Абсолютом и человеком. А религиозность - изначально присущая человеку необходимость поиска. Когда поиск останавливается, появляется результат - религия. Результат - вещь серьезная, но всегда есть шанс его потерять. Как только человек начинает серьезно относиться к чему-либо, он становится респектабельным и уже не воспринимает реальность и самого себя так, как есть, не видит развития, динамики жизни. Ибо сказано в Писании: когда дерево зелено и растет, оно живет, когда оно выросло - оно сухо, оно ломается. Такой поиск есть и в наших песнях. Наша программа называется "Книга Пути И Благодати". Это перевод названия книги Лао Цзы "Дао Дэ Цзин", написанной две с половиной тысячи лет назад. Путь - это Благодать: когда идешь, ищешь, но не стремишься к результату. К жизни нельзя относиться серьезно. Так же, как и к смерти, и ко всем традиционно серьезным вещам. И Варя все это очень хорошо чувствует... Вопрос о смысле жизни - совершенно идиотский вопрос. А его задает себе каждый. Если у меня спросить: есть ли смысл в жизни, я отвечу "нет". В этом весь кайф. А если смысл есть - это скучно. МС: Значит, его нужно искать, стараясь, по возможности, не находить? Гоша: Нужно жить. И искать не смысл, а себя. Смысл можно навязать. Время от времени появляются люди - Христос, Будда, Магомет, - которые достигают себя, и это уже нельзя выразить нормальным человеческим языком. Язык - набор символов бытового ряда. Христос при помощи притч, Будда - молчания, Магомет - заповедей пытаются дать людям часть этого знания. Но трактуется это иначе. Появляются люди, которые делают на этом бабки - церковь. Испытывая потребность поиска, многие приходят к конфессии… Однако я бы не хотел, чтобы меня воспринимали, как некоего гуру, который сидит себе в Омске и все-все знает… В конце 80-х Гоша познакомился с десятиклассницей, прошедшей школу комсомольского актива и воспитанной на КСП и БИТЛЗ. Десятиклассница хотела петь. Примером ей послужила поп-команда НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ - вроде не рок-н-ролл, но и не попса. Все это: другой мир, ребята из МГУ, классные музыканты, отличные тексты - зацепило ее тогда очень сильно. Но так как она Рыба по гороскопу, то нужен был человек, который заставлял бы ее делать то, что она хочет. Таким человеком стал Гоша Виноватов, а комсомольская активистка превратилась в Варю Ледянцову. Случайное знакомство на одном из КВН с композитором и пианистом Олегом Константиновым положило начало будущему "левому братству". Несмотря на то, что руки у Гоши не под гитару заточены и знает он всего несколько аккордов, он написал музыку к шести песням программы, и только к двум позволил это сделать Константинову. МС: Не имея музыкального образования? Гоша: Образование здесь ни при чем. Внутри каждого человека есть своя музыка. МС: Но не каждый может ее выразить. Гоша: Это происходит из-за того, что с детства человеку твердят: вот это ты можешь, а этого не можешь. А человек может все. Музыка - свойство человеческой натуры… Так же как каждая женщина носит в себе будущего ребенка, даже если он еще не зачат. Раньше однако Гоша не так уж полагался на свои композиторские задатки и, чтобы не оплошать, брал мелодии из хитов 60-70-х годов - Рэй Чарльз, ДОРЗ, РОЛЛИНГ СТОУНЗ. В нынешней программе остались две песни из этого проекта. МС: Ваши тексты соответствуют текстам оригиналов? Гоша: Я не переводил дословно. Для меня важно было передать не смысл, а звуковое соответствие. А перевод не будет совпадать фонетически с оригиналом. Когда музыкант бренчит на гитаре, он напевает звуки, совпадающие со звучанием тех слов, которые потом станут текстами. Это рождается сразу и менять это нельзя. Помимо Вари Ледянцовой Гоша долго сотрудничал с ОСОБЫМ МНЕНИЕМ, но здесь такого "плотного симбиоза", как с Варей, не получилось. Гоше всегда было легче находить общий язык с женщинами. Он с детства терпеть не мог всякие железяки, войнушки и предпочитал одевать и, главным образом, раздевать кукол. В 1989 году Гоша и ОСОБОЕ МНЕНИЕ сделали программу "Жажда", где уже наметилось то, что он делает теперь для Вари. Однако ОМ отнеслись к этому прохладно. Гоша: ОСОБОЕ МНЕНИЕ - это смысл, заложенный в музыке. Текст там символичен, это только повод развернуть нечто, сказанное музыкальным языком. А песня - то, что запоминается словами. МС: А просто стихи дают о себе знать? Гоша: Сейчас - нет, а раньше все это существовало параллельно. Потребность высказываться в поэтической форме особенно свойственна нашему поколению - людям, которым чуть за тридцатник. Не печатают? А мы и сами знаем, какие мы крутые и гениальные. Потом я стал спокойнее к этому относиться. Сейчас я пишу на заказ, но заказ делаю себе сам. Мне интересно работать с Варей. Когда я работаю над песней, я становлюсь женщиной, и не просто женщиной, а именно Варей Леденцовой. Это потрясающее ощущение - чувствовать себя женщиной! Такой женщиной! |