Назад На главную страницу автор - лиза потемкина (с) все музыкальные рецензии и обзоры были опубликованы в журнале FUZZ, количество звездочек - авторская оценка описываемых произведений
***** 7th Birthday F Communiations
Главный французский техно-лейбл, владельцем которого является Laurent Garnier, гуляет на своей седьмой годовщине и "предлагает 7 избранных альбомов своих артистов по специальной цене". На диске собраны восемь треков, представляющих эти альбомы. Это - сам Лоран Гарнье, St GERMAIN, MR OIZO, LLORCA, Jori Hulkkonen и A REMINISCENT DRIVE. Судя по содержанию, стилистические рамки лейбла не имеют ограничений, лишь бы это все было интересно. От легкого дип-хауса J.Hulkkonen'a до тяжелого аналогового техно-эмбиента MR OIZO. Зажигательная фортепьянная эйсид-сальса St GERMAIN, расслабленный трип-хоп Ludovic'a Llorca и латинское даун-темпо A REMINISCENT DRIVE. И, конечно, сам Гарнье с двумя альбомами: "Shot In The Dark" 1994 года - более "технический", французский хаус с элементами техно, и "Unreasonable Behaviour" 2000 года - эйсид-джазовый, с живыми трубами, с быстрым джангловым ритмом.
***** Aaliyah
Aaliyah Протяжно-прозрачый и беззаботный R&B, как бы TLC, но менее расплывчатый, очень сосредоточенный и конкретный. С хоповым битом, как у Эминема, с Timbaland’ом в “We Need A Resolution”, со смешными хрюкающими звуками и чистыми колокольчиковыми клавишами в “I Care 4 U”, с трескучей перкуссией и дробным вокалом в “Read Between The Lines”, с фортепьянными переливами в “I Refuse”, с синтетическим техно-аккомпанементом в “Try Again”. Все пригнано друг к другу и скроено точно по фигуре. Кто-то поет то, что нравится, она поет то, что ей идет. Aaliyah Haughton, 22-летняя исполнительница R&B из Детройта, записала первый альбом в 15 лет. Учаcтвовала в саундтреке к фильму “Romeo Must Die”. Собиралась сниматься в “Матрице-2”. О ней написана книга “Элийя: Больше чем женщина”. Но ее больше нет. Она погибла в авиакатастрофе 25 августа. скачать
**** Anja Garbarek Smiling & Waving Virgin Records Norway AS Не первый уже альбом норвежской певицы, дочери саксофониста Яна Гарбарека. Десять триповых колыбельных песен, похожих на саундтрек к неприснившейся еще сказке, промурлыканных и нашептанных тихим и лукавым голоском под скрипичные трели и пиццикато, а иногда вообще а-капелло или только под странные короткие звуки самых разных инструментов - от гобоя до волынки и ситара, или под сэмплерное бурление гейзеров, пещерное эхо, скрип дверей. Словно бы барышня сидит дома в мягком кресле, укрытая пледом, и глядя на потрескивающие в камине поленья, может быть, лениво перебирая струны какой-нибудь арфы, напевает о чем-то своем, о девичьем, иногда вдруг чуть яростнее дернув пару струн и прибавив пару децибелов в голосе, если какие-то воспоминания или грезы омрачат ее светлую головку. Чем-то напоминает притаившуюся и притихшую перед прыжком Бьорк. Под такую музыку хорошо в одиночестве тихо погрустить перед сном. скачать
*** Andru Donalds Someday...
Сингл из нового, четвертого альбома “Let’s Talk About It” ямайского музыканта Эндрю Доналдса. Теплый и чистый голос молодого человека с растаманскими косичками, голос, который позволяет ему хорошенько и без ошибок позавывать, получил известность после выхода в 99-м году альбома “Snowing Under My Skin”, песня из которого “Just For One Day” также есть на сингле (и судя по ней, предыдущий релиз был намного удачнее нынешнего в плане музыкальных находок). Доналдса, похоже, нисколько не трогает его происхождение - он не делает ни реггей, ни ска. Он делает музыку для всех, смешивая все стили в своем этническом шейкере на простой основе поп-музыки. Альбом писался на солнечной Ибице под небом неописуемой синевы, и, наверное, поэтому звук его глубок, как Средиземное море, и обволакивающ, как теплый курортный воздух. Такую музыку хорошо на пляже в плеере слушать, уставившись в облака над головой.
***** Ben Harper & THE INNOCENT CRIMINALS
Live From Mars
Бен Харпер живьем с Марса - это вам не Агузарова, вышедшая замуж за марсианина. Не тот менталитет. Тут все по-американски масштабнее и экспансивнее. Бен Харпер, негр из Южной Калифорнии, который 200 дней в году проводит в дороге, колеся по Америке, Австралии и Азии вместе со своим бэндом и со всеми своими гитарами, “гибсонами” и гавайскими “вайсенборнами”, и преломляя всю географию в один марсианский трип, выпустил двойной живой альбом, основанный на материале шестилетнего труда в шоу-бизнесе, т.е. четырех альбомов, начиная с дебютного “Welcome To The Cruel World”, и записанный в течение двухлетнего беспрерывного гастрольного тура. Первая часть, вместе с НЕВИННЫМИ, не очень нетрадиционный электрический, даже скорее электронный блюз-рок и немного регги, содержит как собственные вещи Харпера, так и кавер-версии песен Марвина Гэя (Sexual Healing) и LED ZEPPELIN (Whole Lotta Love). Если первая часть заводит и выводит из себя (хотя бы тем, как Харпер пошаливает своим гибким голосом), то вторая часть успокаивает и усыпляет. Это виртуозное акустическое соло Харпера с нежными фолк- и соул-балладами и опять же с угрюмым кавером VERVE - “The Drugs Don’t Work”, чьим альбомом Харпер заслушивался до одури в 1999 году. Welcome to Mars. Скачать Live From Mars
*** Chris De Burgh Notes From Planet Earth. The Collection
Чтоб вы знали, на планете Земля льют слезы под такую музыку. Под поп-музыку 80-х. Английский шансонье, полуфранцуз с дрожащим голосом столько лет тоскует по даме в красном, что платье ее уже превратилось просто в красную тряпку, на которую реагируют пожилые усталые дамы в фиолетовом, слушающие Эльдорадио. Да ведь и сам он не юноша. И все же старичок с молодецкой выправкой еще и сейчас может сбацать Missing You неувядающим голосом юного повесы, дуэтом с барышней Шелли Нелсон спеть Two Sides To Every Story. В остальном коллекция состоит из песен альбомов 80-х годов - The Getaway, Into The Light, Flying Colours, Man On The Line. И конечно же, ремикс - чтобы не отстать от времени, так, чисто номинально (I Want It, DJ Q-Ball remix). Ностальгия - это страшная сила.
*** THE CRANBERRIES Wake Up And Smell The Coffee
Они проснулись и понюхали кофе. После двухлетнего перерыва между четвертым (“Bury The Hatchet”) и пятым альбомами, когда Долорес О’Риордан успела родить второго ребенка, CRANBERRIES, “самая продаваемая в Северной Америке ирландская группа”, как-то порастеряли свой кельтский ударный драйв. По сравнению с “Zombie” или “Animal Instinct”, новые песни очень э... мягко говоря, задушевные. Гладкие, как европейские автобаны. Альбом писался в два приема: в дородовом периоде и послеродовом, то есть год назад осенью в Дублине и в мае этого года в Лондоне. Продюсер записи, Стивен Стрит, работавший с Blur, уже имел счастье общаться с CRANBERRIES на двух первых альбомах - “Everybody Else Is Doing It, So Why Can’t We” 1993 г. и “No Need To Argue” 1994 г. “Bury The Hatchet” был более веселым. Может быть, потому что они сами его спродюсировали? И голос у Долорес был более прозрачным, а теперь потерял свою прозрачность. И трава была зеленее, и вода мокрее... Или это здоровый образ жизни в связи с беременностью так сгладил всю хрипотцу и надрывность? Из-за того, что у Долорес О’Риордан очень уникальный узнаваемый голос, кажется, будто она всегда поет одну и ту же песню, и определить разницу между отдельными композициями можно только по тексту. Да и над текстом они тоже не особенно потрудились. То есть потрудились, конечно, - и создали такой образ рыжих ирландских нетронутых детей природы, которые, напевая свое la-la-la или do-do-do, никогда не станут старше (“hope you never grow old”). “The Concept” (“иди сюда, мой лавер”) - колыбельная для любовника. Простая песня “Analyse”, вышедшая предварительно на сингле, сообщает нам: “не анализируй - это парализует твое развитие”. Вот так. Песни типично европейской молодой мамы двоих детей, которая беспокоится за их типично европейское будущее. Отсюда и “Time Is Ticking Out” - песня, посвященная чернобыльским событиям. Можно было бы спать дальше (и не нюхать кофе) - ничего бы не изменилось. На любителя клюквы.
*** DIE WELTTRAUMFORSCHER Das Licht Loon
Похоже на музыку для немецких молодежных сериалов - в меру кислотную, в меру сентиментальную, в меру циничную, в меру немецкую. Все печальное занудство, которое немцы могли бы вложить во что угодно, они сюда вложили, разбавляя иногда народными припевами и чувством вины, с трудом удерживаясь, чтобы не расплакаться. Впрочем, иногда проявляя эффектную изобретательность в "электронизации" иных звуков. Да здесь выше Ричарда Д. Джеймса уже не прыгнешь. Щемящий, тихий, почти девичий и почти чревовещающий, вокал, на фоне синтезированных флейт, гитар и компьютерных неизвестных. Такой гитарный электро-рок, безуспешная германская альтернатива британским товарищам.
**** EPSOM MAD FUNKERS The Best Of EMF
Сингл, представляющий будущий двойной альбом бестов выросшего бойз-бэнда EMF, они же - Ecstasy Mother Fucker, является его маленькой моделью. Три вещи, в числе которых самый известный хит “Unbelievable”, ремикс на “Lies” (та самая композиция, где используются сэмплы с голосом ленноновского убийцы Марка Чэпмена, читающего стихи Леннона), и новая песня “Incredible” - это то, из чего будет состоять двойник, но помноженное на много. Татуированные насмешливые фанкеры хлебнули своей славы десять лет назад, когда с дебютным альбомом Shubert Dip, который стал тут же коллекцией хитов во главе с Unbelievable, долго не слезали с вершин чартов. Теперь наступили заслуженно-юбилейные времена.
**** THE EXPERIMENTAL POP BAND The Tracksuit Trilogy
Bang-bang, ты мертв! - этим безапелляционным заявлением двух поп-трип-хоп-экспериментаторов из Бристоля Дэви Вудворда и Криса Гэлвина начинатеся их очередная микстурка от головной боли, “нечто более важное, чем музыка”. Расслабленный отходняковый freak-beat, прохладное похмельное диско со звоном в ушах наутро после вечерины, когда просыпаешься, надо отлить, а сортир заблеван. Вязнущий в музыке голос Вудворда, засыпающего на ходу юноши, спокойного, как пульс покойника, замораживающая до анабиоза драм-машина, отдаленный компьютерный рояль и духовые, тексты для мертвецки вялого чилл-аута, когда даже casual sex не поднимет героев вечерины на подвиги. Этот депрессивный в рамках разумного трип совершенно логично завершается нежнейшей, но окончательно отмороженной колыбельной, представляющей собой петлю из четырех нот, сэмпл откуда-то из джаза, что-то вроде “What A Winderful Day” Армстронга, с дословно следующим текстом: “Спасибо, что послушали все песни, спасибо всем нашим друзьям. Но сейчас музыка должна закончиться. Я надеюсь, что мы встретимся снова.” Bang Bang You Sleep.
*** I AM KLOOT Natural History
Дебютный альбом манчестерской команды, которую английские музыкальные критики именуют открытием прошлого года и пророчат неминуемый взлет в чартах и мировую известность. Более всего этому способствовал второй сингл c альбома с песней “Twist”, похожей на “Strange Days” Моррисона, и со словами, ставшими тут же знаменитыми: “There’s blood on your legs, I love you.” Такая любовь. Она еще будоражит какую-то часть Европы. Полуакустическая, гитарная, садо-мазо-балладная, иногда стилизованная под Джоан Баэз, со страдающим будто от несварения, а на самом-то деле от любовных бедствий, фронтменом Джоном Харольдом Арнольдом Брэмвеллом. А кому нужны счастливые песни, когда приходишь домой, а там чистые дети, горячий ужин и тихое семейное счастье у телевизора. А тут у человека каждый пустяк как трагедия всей жизни. “Убей меня прежде, чем ты умрешь, потому что я люблю тебя.” Всем рыдать. Рыдать, а не зевать. Или Джонни просто смеется над нами? Кажется, МАШИНА ВРЕМЕНИ такую музыку играла в каком-то там году. На пару с Полом Маккартни. Только они пели о чем-то другом. Скачать Natural History**** AIR Everybody Hertz Сборник ремиксов на второй альбом французского электронного дуэта AIR "10 000 Hertz Legend", в основном, на песню "Don't Be Light": рассеянный по разным каналам трип-хоп THE NEPTUNES; неживое, самое что ни на есть техническое техно Mr OIZO; чуть кислотный диско-хаус THE HACKER. "How Does It Make You Feel?" в регги-версии Адриана Шервуда. "People In The City" в джазово-боссаново-фанковой версии MODJO, похожего на Jamiroquai, много свингующих клавиш и шелестящих маракасов. И в хип-хоповой версии Jack Lahana, навороченной разными звуками, там почти совсем нет музыки как таковой, все сложено из звуков улиц, криков, вздохов, стонов, стуков, сирен, звонков, щелчков - настоящий уличный хип-хоп - "люди в городе", все верно. Edit-версии самих "эйров" - очень "соульные", с полифонически плотным женским вокалом и симфоническим спэйс-роком. И просто песня AIR - "The Way You Look Tonight", гитарно-колыбельная баллада с электрическими разрядами. Скачать Everybody Hertz
**** MADRUGADA The Nightly Disease
** Mersey Boys & Liverpool Girls Сборник музыки для фанатов Ливерпульского футбольного клуба. Все подобрано с тем расчетом, чтобы, собираясь под такую музыку на матч, заряжаться настроением на все готового болельщика - пафос единения, необходимой победы и проч. Соответственно много патриотических песен, в которых упоминается Ливерпуль в разных смыслах, и прямо и переносно. Песни все исключительно в хоровом исполнении, как было модно в 70-80 годах. Elvis Costello, Echo and The BUNNYMEN, WINGS, The LA’s, The MIGHTY WAH!, даже SPACE вспомнили. Под такую музыку только и шагать, размахивая шарфиками цвета любимого клуба и орать “оле!”. Как только до сих пор Зенит не имеет своей компиляции? Отличная ведь мысль. Чем больше кастовых предметов, тем крепче союз. Туда бы вошли и ЗООПАРК, и ЛЕНИНГРАД, и кто там еще - с известными словами про Зенит-чемпион. И всякий там музон для скаутов-подростков - про правильную любовь, здоровый секс и твердость характера - в целях воспитания молодежи в духе патриотизма и любви к родине. Удивительно точная подборка.
*** MIKRON 64 Sys 49152 Рецепт немецких электронщиков несложен. Взять каких-нибудь СТРЕЛОК или СЛИВОК, или РУКИ ВВЕРХ, или кто там еще бывает. Изъять все живые или имитированно живые звуки, заменить их совсем компьютерными - что-нибудь из APHEX TWIN или AUTECHRE. До предела их минимизировать, то есть оставить самые необходимые нотки без всяких там изысков. Голос провести через вокодер самым бесчеловечным способом. Вот и получится MIKRON 64. Да, еще забыть убрать обычный клавишный синтезатор. Да что РУКИ ВВЕРХ. Тут еще все мелодии-то из, страшно сказать, ЛАСКОВОГО МАЯ 89-го года. Ну, может быть, еще ЭЛЕКТРОКЛУБ. Вполне возможно, что они просто издеваются. Но - в духе PALAST ORCHESTRA, не больше.
*** Mylene Farmer Mylenium Tour Шоу, которое лучше видеть, тем более, что рыженькая пигалица в неглиже изображает там свои волшебно-эротические шепоты то ли дабл-треком, то ли вообще под фанеру, зачем-то записали на 2 компакт-диска. Когда нечего издавать, а бабла поднять хочется, начинают выпускать либо ремиксы, либо концертники. А концерт - это, как минимум, 2 CD. Во всех отношениях приятно. Записать многотысячное караоке в декорациях феерии в духе Дэвида Копперфильда - это ведь как первой позицией в чартах похвастаться. Живенько так, воображение будоражит - это вам не дома проигрывателю подпевать. Пластинка для фанатичных любителей (к диску прилагается многостраничный буклет с фотосессией, где Милен Фармер изображена в различных вариациях позы “я тучи разведу руками”, а на инлее - ее попка крупным планом, целомудренно прикрытая прозрачным, очень прозрачным эээ... покровом) или для первого знакомства - чтобы понять, как делят между собой современный французский шансон Милен Фармер и Патрисия Каас. Скачать Mylenium Tour
**** MYSTERY JUICE Бедные Люди/PoorPeople Живой концерт живой группы, записанный в московском клубе “Бедные люди” в 1999 году русским продюсером Александром Чепарухиным, который открыл неизвестную шотландскую команду прямо под носом у родных ей британцев и еще в 1998 году издал первый их студийный альбом “Overdrove”. Все нормальные британские группы начинают свой стар-трек из Штатов, “ТАИНСТВЕННЫЙ СОК” пошел через другое отверстие - через Россию. Результат - сенсация в британской прессе и любовь русских клабберов. Прирэпованный фанк с электроскрипкой, с кельтским скаковым фольклором и психоделическими отступлениями, драм-энд-бэйс с безмерно удивляющимся самому себе вокалом, трип-хоп, блюз и эмбиент - ингридиенты коктейля под названием “MYSTERY JUICE”. Они смешаны, взболтаны, встряхнуты, шипучи, пьянящи, но при этом безалкогольны. Это значит - драйв без допинга и побочных эффектов.
*** Patricia Kaas Rien Ne S'Arrete. Best Of 1987-2001 Rien ne s'arrete, ничто не прекращается. Патрисия Каас тоже не смогла остановиться. Что же она делала эти 14 лет? Пока Милен Фармер продавала микроскопический образ женщинки-вампёнка для супер-феерических шоу, маленькая, но кажущаяся огромной на небольших клубных сценах, поющая блюз сухим низким голосом блондинка, больше манерная, чем женственная, позволяла напоминать о себе не так уж часто. Она тихо транслировалась в огромных количествах певицами во всех русских кабаках, и не старела. Потому что французы, и особенно француженки не имеют права стареть просто по законам жанра. Но когда в конце 90-х она стала петь, как Милен Фармер, в духе выхолощенного общеевропейского поп-исполнительства, тут для нее все и закончилось. Ей надо было остановиться, а не эксплуатировать развернутые эпические аранжировки для стадионных сцен. Такие песни в ресторанах слушать не будут, такую Патрисию Каас легко заменит Таня Буланова. Надо было разделиться: Милен для спорткомплексов, Патрисия для закрытых элитных клубов, где наливают абсент. И каждой - своя любовь. А так не получилось, и вот результат: 14 песен-разочарований из 18 так называемых бестов. Куда катится мир?…
**** PROJECT 2000 It’s About Time Проекту с таким названием нечего бояться. Все претензии на эпохальность высказаны сразу и обвинить музыкантов в претенциозности вряд ли кто-то сможет - слишком уж это очевидно. Интернациональная группа, собравшаяся в Нидерландах (а где же еще?), состоит из уроженцев Сенегала, Бразилии, Болгарии и, конечно же, местных жителей этой свободной зоны. Их задача - изобразить музыкальную квинтэссенцию времени, в которое они попали. Получается довольно безумный коктейль из трип-хопа, диско, рэпа, драм-н-бэйса, техно, симфонической музыки, полицейских мегафонов и африканских народных напевов. Женские бэк-вокалы, купающиеся в теплых звуках скрипок. Болгарский симфонический оркестр, утяжеленный глубокими басовыми риффами. Орган с легким налетом латино переходит вдруг в очень кислотное техно. Размеренный саксофон рождает легкий летний ветерок и с ним - настроение любить. Весь альбом как мантра, вводящая в приятный транс. Ну и что, что претенциозный. Зато ненапряжный.
**** Q-BURNS ABSTRACT MESSAGE Invisible Airline Новый альбом этого странного американского проекта сложно воспринимать как целое. Только настроишься на одно, на простой танцевальный хаус, например, ди-джей тут же меняет пластинку и ставит то BOMFUNK MC’S (Imprisoned Glitch), то Тома Джонса (Mother’s Dead), потом уходит в MOLOKO с трип-хопом (This Time), потом в абсолютно беспримесный гитарный рок (Drifting Off), потом в торопливый джангл (Asa Nisi Masi), потом в диско. То соул женский приклеит и трансовые тибетские мотивы (Shame), то орбовский эмбиент (Dreamland). А нам что делать? А ничего. Дискотека. На то он и ди-джей. Танцуют все.
**** R.E.M. Reveal "Не хочется быть настолько однообразными", говорят участники коллектива R.E.M. Хочется добавить: "...а придется". Потому что это получается у них само собой. Случается, что группа находит раз и навсегда свое звучание и следует ему потом всю жизнь. R.E.M. - это Loosin' My Religion и альбом Out Of Time 91-го года и все. Остальное - вариации на тему. И Reveal больше всех. Его можно было бы счесть коммерчески лучшим, нежели предыдущий Up, если бы не это действительно удручающее сходство. Хотя и после 11 альбомов и 20 лет творчества их еще беспокоит проблема "be a star", все же, они настолько сами не парятся над тем, что делают, что даже название для альбома придумал менеджер группы. И вообще поклонников больше интересует, действительно ли Майкл Стайп голубой и болен ли он какой-нибудь смертельной болезнью. А R.E.M. тем временем все больше и больше оправдывает свое название - Rapid Eye Movement (быстрые движения глаз) - так называется третья фаза сна, когда мозг засыпает и человек начинает видеть сны, а глаза его под закрытыми веками мечутся туда-сюда, как перепуганные рыбы в аквариуме. Так вот R.E.M. создают такое снотворное в виде своих альбомов, которое легко доводит человека до состояния глубокого сна, этой самой третьей фазы. То есть я хочу сказать, что я засыпаю на All The Way To Reno, а это третий трек в списке. Затем полчаса в полудреме и примерно к I'll Take The Rain начинаю видеть первые сны. А там уж остается только Beachball - и пластинке конец, кто заснул - сами знаете кто. Как хорошая колыбельная, Reveal отлично сгодится. Очень воздушная и тонкая, как дрожание ресниц и "быстрые движения глаз", однообразная хорошо сделанная музыка.
**** Richard Tompson Action Packed - The Best Of The Capitol Years Компиляция из лучших акустических и электрических работ любимца как музыкальных критиков, так и самих музыкантов, Ричарда Томпсона, героя гитары, фолк-рок-менестреля в берете студента из Латинского квартала и бородой советского инженера-романтика из 60-х. Его невеселое остроумие и насмешливая лирика, его резковатая манера игры на гитаре, идущая от кантри и от кельтской музыки, оказали в свое время влияние на R.E.M., Брюса Спрингстина, Дэвида Бирна, Элвиса Костелло и т.д. Критики ласкают его слух своим добрым словом уже в течение 30-ти лет, начиная со старта его музыкальной карьеры в группе FAIRPORT CONVENTION в качестве гитариста и заканчивая последним альбомом “Mock Tudor” (1999). И за эти 30 лет он почти не изменил ни себе, ни своему стилю. 19 треков выбраны из всего сделанного им за 13 лет работы на лейбле Capitol Rec., включая живую версию “Persuasion”, исполненную Томпсоном вместе с сыном Тэдди, и 2 ранее не издававшиеся на CD композиции. Музыка предназначена для еще не вышедших из возраста и из времени романтиков любителей Боба Дилана и Джоан Баэз. Чего стоит одна только история превращения владельца дорогого клуба и гангстера - в хиппи (“Cooksferry Queen”)! А “Waltzing’s For Dreamers” - для любителей Тома Вэйтса времен альбома “The Early Years”.
** Rob Don’t Kill Наверное, только французы могут такую музыку слушать. И играть тоже. Французы, которые в большинстве своем не знают английского и, хоть выглядят, как не всякий русский интеллигент, мало чем в своей жизни интересуются. Патетический easy-listening двадцатидвухлетнего француза, скрывающегося под именем Rob (тут главное - не перепутать: rob don’t kill и kill don’t rob - практически одно и то же, то есть “кради, не убивай” и “убивай, не кради”), кладет вас в нирвану (читай: пустоту) полного превосходства над миром, и плывете вы где-то в осовремененных 70-80 годах на волнах какого-нибудь саундтрека к документальному фильму о природе или к примитивной трехмерной анимации. Ситар играет, мажорные клавиши, потом вообще ансамбль SPACE, смешные гитарные рифы, и только одна вещь - Don’t Kill Dub - прорвалась туда из более реального мира, если не слушать читаемый текст.
*****+ SPOOK AND THE GUAY Ocho rios Зажигательный секс вам обеспечен. Ритмичный и веселый. Нет, впрочем, не буду задавать уже забрезжившую функциональность музыки для секса, это совсем не то прикладное искусство. Просто немного солнца - в пасмурную погоду. Немного движения - для затяжного, измученного нарзаном, сплина. “Восемь Рек” monsieur Спука и его франко-испанского бэнда из Тулузы вливаются в вас, как веселящий газ, да что там газ! - просто мочилово из коктейля регги, ска, испанского хип-хопа и французского рэпа, замешанных на трех языках. Мы, рэйверы, такое видали... Но эти европейские латиносы зажигают не по-белому и не по-черному, а “по-нашему, по-бразильски”, то бишь по-французски. MANU CHAO здесь и рядом не лежало, несмотря на похожесть в первом впечатлении. Чтобы что-нибудь представить, заставьте в своем воображении Джо Дассена читать рэп, а GIPSY KINGS играть ска в духе ЛЕНИНГРАДА. Должна получиться такая колбаса...
**** Stacey Pullen Today Is The Tomorrow You Were Promised Yesterday Техно класса hi tech, взрослевшее под KRAFTWERK и TANGERINE DREAM. Под него хорошо болтается головой и притопывается ногой, иногда и обеими (ногами). И еще думается. Головой.
***** Vanessa-Mae Subject To Change Ванесса Мэй Ванакорн Николсон, родившаяся в один день с Николо Паганини, просто не могла поступить иначе, как стать самой модной молодой сольной скрипачкой, классическую музыку в исполнении которой слушают даже подростки. Имея в 23 года в своей баклажке уже 8 альбомов, теперь она еще и запела. Космополитичный, как и она сама, ее новый альбом вмещает в себя и латиноамериканскую карнавальность, и европейский кислотный снобизм, и восточный мистицизм, и общечеловеческую пронзительность. Тексты на разных языках, микс разных музыкальных культур, традиций и образов. Скрипка ее почти перестала “штормить”, она удобно и смачно разлеглась на музыкальном рэдлайне альбома, свешиваясь в сторону то легкого эйсид-джаза (“Clear Like Ice”), то пикантных латинских ритмов (“Picante”), то мантроидных танцев живота (“Pasha”), то чувственного французского трипового шансона (“Jamais”). Она действительно “подверглась изменениям”, и эти изменения хороши уже как таковые - как способность меняться.
**** Seleccion Made In Cuba Сборник кубинской музыки, игравшейся еще до времен советской диктатуры, в 20-30-х годах. Белые костюмы, шляпы-канотье, salsa и mamaracha, текила и гаванские сигары. Кубинские утёсовы: в патио, у самовара, я и моя Мария-Кристина. Мелкая дробная перкуссия, быстрая гитара, гулкое фортепиано, вальяжные трубы, хрипловатые голоса смуглых старушек с сигариллами в зубах и неутомимых духом мачо с сединой в бородах и с бесом в ребрах. Латино-пати под прохладным сентябрьским солнцем с теплой музыкой для утомленных солнцем и сраженных неизбежностью наступления зимы. (А зимой будет звучать еще экзотичнее.)
**** Manu Chao Esperanza Мануэль Чао очень любит бренчать на гитаре, смешивать все известные ему языки, переключать каналы русских и латиноамериканских радиостанций и петь свою песню про короля бонго. То есть, она, конечно, уже давно не про короля бонго - во второй части марлезонского балета, каковую представляет собой Esperanza, есть еще две версии этой песни: “Mr Bobby” (“эй, Бобби Марли, спой мне что-нибудь хорошее, а то я так одинок”) и “Homens” (язык, на котором исполняется произведение, определить довольно трудно). Настоящий гражданин мира, бывший кландестино, эмигрант, он смешал в своем творчестве не только языки и радиоволны, но и стили и времена. Степенно прыгучие и примитивные мелодии, которые стоят в ротации, как прошлогодний “King Of Bongo”, так и теперешний “Me Gustas Tu”, в основном, действительно дают представление об альбомах в целом. Но есть там и приличный музон. И, как всякая латина, мобилизующий как минимум на покачивание.
***** DePhazz Death By Chocolate Электронное ретро австрийского производства, осовремененное трип-хоповыми сэмплами и напичканное пикантными латинскими специями. Удачный easy-listening, эстетский, приятный, добрый, антиинтеллектуальный - в том смысле, что дает мозгу отдохнуть от бесконечного подсчета нулей в n-значных числах и мешает умственному труду. Легкий драм, фоновые духовые, воздушный вокал, то мужской, то женский. DePhazz - это обаяние 50-х годов, черно-белых фильмов Антониони, коротких широких юбочек и лодочек на шпильках, времени, когда белая Европа впервые прислушалась к музыке смуглых латиносов.
**** The Tiger Lillies Shockheaded Peter. Junk Opera После того, как весной Tiger Lillies зажгли публику в Манеже своим психопатичным шоу, в магазинах стали появляться их многочисленные альбомы. Гротескное контр-тенор-сопрано Мартина Жака, поддерживаемое его бодрым аккордеоном, контрабасом Эдриана Стаута и перкуссией Эдриана Хьюджа, - это театр, который пугает тебя и смеется над тобой. “Shockheaded Peter” - мюзикл по мотивам сказок Генриха Гофмана. Но это не тот Гофман, который “Щелкунчика” и пр. написал, это детский психиатр Гофман, стивен кинг XIX века, “леденящие душу истории” которого и составляют “мусорную оперу” лондонского трио. И исполнены они с необходимой долей циничного фиглярства. Рекомендуется для любителей эпатировать самих себя.
**** Dusminguet Postrof Утром для завтрака и последующего мытья посуды, равно как и для занятий сексом, карнавала своими силами или пития кактусовой водки - хорошо слушать всякое латино. Мода на эти активные ритмы потому никогда и не сходила на нет, что остаться равнодушным и уснуть, как под какого-нибудь Леонарда Коэна, под них невозможно, напротив - конечности неуловимо начинают двигаться в такт. Три бравых хитрых молодца, испанcкое трио “Dusminguet”, с многонациональным оркестром, намешивают невообразимые густые коктейли из румбы, лезгинки, французского шансона, ориентальных танцев живота, на которые начитывается испанский рэп, молдавских скачек и даже кельтского фольклора с реггийным дабом. Жарить рыбу, пить текилу на берегу Финского залива, перемежая любые жесты с поцелуями и неловкими танцевальными па.
*** La Mosca Buenos muchachos Аргентинцы могут не только танго, а также брит-поп, итальянский поп-рок 80-х и сентиментальную европейскую эстраду 90-х. Большая туса аргентинских мучачос с кучей духовых и старомодными гитарными запилами попытались устроить карнавал, но вышли грустные посиделки и разговоры за жизнь, а то и саундтрек к многосерийной латиноязычной драме. Это нужно слушать только после карнавала, когда все выпито, и для возвращения к действительности нужно какое-нибудь ретро, причем ретро осовремененное и экзотичное. Сонная, медленная и равнодушная музыка для мытья посуды наутро после вечерины. Проснетесь на 11-й песне - bueno muchacho! И напоследок - вот оно - настоящее аргентинское танго.
**** Tindersticks Can our love... Холодною зимой, когда метель и ужас за окном, теплый, мурлыкающий очередную печальную колыбельную с трагическим концом, медленно умирающий (“dying slowly”) голос Стюарта Стейплза может согреть и обеспечить перед сном внутренний моцион воспоминаний и утраченных возможностей (“so much wasted time”). Все плохо, ну все очень плохо, кризис среднего возраста, проклятые вопросы: может ли наша любовь быть еще больше... Десять лет “Tindersticks” не находит ответа и всё баюкает нас медленными пушистыми перкуссиями, негромкими гитарами, дорзовскими клавишами, слезными скрипками и дрожащим от нежности или от неуверенности в себе вокалом. Альбом и сам был записан зимой - может, в этом все дело? Какая там зима в Лондоне, кто знает...
***** Moloko All back to the mine. A collection of remixes 1995-2000 “Moloko” - это как абсент, который употреблять в чистом виде почти невозможно. С 95-го года по 98-й дуэт был известен только редким знатокам, и только после удачного ремикса на “Bring it back” intellectual dance music Майка Брайдона и завораживающий вокал Райф Мерфи нашли своего слушателя. Двухтомная коллекция ремиксов на их сочинения собрала все возможные стили электронной музыки - от диско-хауса до биг-бита и тяжелого техно (отсюда выбивается второй ремикс на “Bring it back” - на живых клавишах в духе таперов синематографов 30-х годов). Это разбавленный абсент, готовый к функциональному использованию на танцполе или в спортзале.
**** Clubbed Out. Chilled Beats & Laid-Back House Диск ставят продвинутые бармены в пляжных коктейль-барах Черного моря по ту сторону границы вечером на закате. Степень продвинутости зависит от того, какой из двух CD они выбирают. На первом собраны все заюзанные хиты “прохладного” бита типа Morcheeba, Coldplay, Orbital, Fatboy Slim, Moby, а также “Clint Eastwood” Gorillaz и акустическая караоке-версия “Dream On” Depeche Mode. На втором - персонажи более альтернативные: Groove Armada, FSOL, Paul Van Dyk, Underworld etc. В целом - компиляция для опен-эйров и чилл-аутов, для after-party, для уставших и засыпающих, причем ко второму CD предполагается уже некоторое подрагивание отдохнувших чресел.
ОБЗОРЫ
Ретро на Рождество
Когда нечего слушать, слушаешь ретро. Ретро естественное. Когда ничего нового не произвести на свет, легче изобрести велосипед Бастера Китона с компьютерным управлением и виртуальной подушкой безопасности. Ретро стилизованное. То есть современное. Даже ультрасовременное. Или это просто тоска нового века по старому? Рождественская грусть уходящего года? В ретро есть что-то доброе, а в Рождестве есть что-то ретроспективное - старое и доброе.
Электронное спэйс-ретро Air “10 000 Hz Legend” (Source/Virgin) Медленная расслабленная музыка космических путешественников, прилетевших на пустынную безжизненную планету и поющих свое по этому поводу отчаяние. Французский дуэт “Air” - это диванные герои вечернего отдыха, когда по телевизору уже ничего не показывают, а бессонница требует продолжения банкета. Поэтому полуреальные экспозиции огромных пустых пространств (да, так звучит пространство), создаваемых “Air”, полетное состояние между сном и бодрствованием, вполне к месту. Струнно-клавишное признание в любви “Beatles” и лично Полу Маккартни, а также Леонарду Коэну, симфоническому ретро “King Crimson” и скрипичному минимализму Майкла Наймана. Ретро, декорированное суперсовременными электронными эффектами.
Snooze “Goingmobile” (neoRecords) Второй альбом Доминика Далькана, который своим дебютом в 1997 году произвел небывалый фурор на французской сцене. Чувственные голоса вокалисток, Дебора Браун, классическая джазовая исполнительница - в качестве лакомства, даунтемпо, латинские потрескивания перкуссий - альбом полон изысканных штучек, необычных, но приятных звуков, быстро меняющихся картинок. Звуки улиц и переулков, взгляд из окна мягко движущегося парижского такси, фотовспышки памяти, обрывки прошлых и будущих флиртов, баюкающий оранжевый свет вечерних витрин... (Snooze, кстати, переводится с английского как “вздремнуть”.)
Jamiroquai “A Funk Odyssey” (Sony) Легкий популярный (да чего там, просто эстрадный) фанк с синтезаторным бульканьем на космические темы, каковые очень любит Jamiroquai, space cowboy, который все время возвращается. Его космос - это калифорнийские пляжи, солнечная природа, бодрящие коктейли, загорелые телки, любовная foolosophy’я, но это, пожалуй, самый сложный и современный поэт из подобных. Он, к примеру, использует такие слова, как infiltrator, suicidal incubator и high-pressure operator в любовной лирике, что говорит о его несомненной продвинутости. При этом он отлично поет своим высоким и щемящим голосом. Иногда - акустическая гитара на плавном и плотном скрипичном фоне, баллады в духе Демиса Руссоса или оркестра Поля Мориа. Да-да.
Британское гитарное ретро Hut Recordings 1991-2001 (Hut/Virgin) Одному из подлэйблов Virgin - Hut Recordings - исполнилось 10 лет. Специализирующийся на бритпопе, Hut писал таких мастеров жанра, как Smashing Pumpkins, Placebo, The Verve и Ричард Эшкрофт, Whale, Дэвид Грэй и пр. Кто на этой компиляции и собран. Сборник образцов по-британски понимаемой ипохондрии “северной души” конца прошлого века.
Элитарное ретро Laurie Anderson “Life On A String” (Nonesuch/Warner) 54-летняя американская скрипачка Лори Андерсон, которая еще в начале 80-х поразила европейских слушателей нетипичным для того времени саундом, когда на обрывки арий Жюля Массне она накладывала голос телефонного автоответчика, использующего в речи психоаналитическую терминологию, и с тех пор не изменяла себе в экстравагантности - после пятилетнего перерыва снова вышла в свет с отличной пластинкой. Отказавшись от карьеры виртуозной скрипачки, она освоила все известные синтезаторы и экспериментировала, подключая к ним скрипки, валторны, саксофоны, синтезировала все возможные тембры человеческих голосов. Мягкий грудной голос, срывающийся иногда на детскую пронзительность, эрудированная хеппенинговая электроника, полная духа 80-х, поп-арта Энди Уорхола и психоделической прозы Эдгара Берроуза, печальная электронная поэзия, сэмплирующая этнику, джаз, симфоническую классику и галлюциногены.
Старое доброе Рождество Christmas Guitar; Christmas Delight etc. (Metacom/Bellevue) Если хотите почувствовать себя частичкой западного человечества, простых симпатичных бюргеров, которые украшают свои дома и деревья вокруг разноцветными фонариками, вешают над камином носки для Санты - то серия “Naturally Christmas” подойдет как нельзя лучше. То есть - это музыка для постановки Рождества. Сопровождающая веселую праздничную суету романтическая музыка так и рисует - елку с блестящими лосями и щекастыми санта-клаусами, хлопья снега вперемешку с кружочками конфетти, румяных счастливых детей, вся семья в сборе, джингл беллз и - никаких наркотиков, проституции, терроризма и компьютерных вирусов. Гармония природы и человека, звуки воды, ветра, птиц и сверчков, гитара и флейта. Если даже Стивен Спилберг сошел с ума и стал снимать до невозможности нудные мелодрамы, то остальному человечеству только и остается тихо сидеть у камина и, не открывая почтовых конвертов, тихо ждать, когда приедет Санта Клаус на грузовике с лимонадом. Или там посмотреть “Искусственный разум”, взятый в прокате.
Настоящее ретро Elvis Presley “White Christmas” (RCA, 1957) Какая песня без баяна, какое ретро без Элвиса. Когда выше описанная вечеринка перевалит свой предел джентльменских соглашений с природой, когда детей отправят спать, то пьянящий голос молодого Элвиса заставит спилберговских американцев немного подурачиться и, подражая королю рок-н-ролла, попрыгать перед своей половиной, но потом они устанут, сядут на мягкий диван и, допивая вино, выслушают до конца тягучие белые гимны белого Элвиса. Из подобных музыкальных чудес можно присоветовать еще Барабару Стрейзанд “A Christmas Album”, The Three Tenors “Christmas”, Глорию Эстефан “Christmas Through Your Eyes”, Марайю Кэри “Merry Christmas” и т.п. Песни везде почти одни и те же - только кавера разные. [русская лысина] Продолжение следует. НазадНа главную страницу |