Назад

На главную страницу


Колыбельная по-снайперски | Диана Арбенина

Снайперизм как образ жизни

 

Как-то поздним вечером, проезжая по одной из магаданских улиц, случайный автолюбитель увидел из окна своего авто двух хрупких девушек с зачехленными, как ему показалось, винтовками в руках. Не подозревая, что его реплика войдет в историю, он крикнул: “Девочки, вы с охоты или на охоту?”. Так появилось название “Ночные снайперы” у питерского дуэта Дианы Арбениной и Светланы Сургановой, спешивших тогда в Магадане с гитарой и скрипкой давать концерт в клубе “Империал”, чтобы заработать денег на обратную дорогу. С тех пор понятие “снайперизма” обросло своей идеологией и философией, сегодня девушки определяют его так: точность как проявление вежливости. Гораздо приятнее, когда снайпер точным попаданием убивает сразу наповал и не заставляет страдать. (А ведь гитара и скрипка - это всегда идеальное сочетание для того, чтобы поразить в самое сердце.) Все нужно делать сразу, жизнь - не черновик, ее не перепишешь. А ночь воспринимается как совокупность трудностей. Чем трудней, чем острей, тем интересней. Однако никакого милитаризма, декадентства, суицидов и прочих летальных исходов “Снайперы” не приемлют. (Существует еще одна - фривольная - трактовка названия. Автор ее - один из слушателей, и связана она с ночными взаимоотношения мужчины и женщины.) В музыке “снайперизм” проявляется как точность слова, уникальность рифмы, правильно поставленный на гриф палец.

Топография происхождения обеих девушек довольно интересна. Обе они большую часть своей сознательной жизни проживали на северах, но в противоположных концах страны, отчего получился этот странный сплав дальневосточного севера и крайне западного севера, который хорошо проявляется в их музыке. Экспрессивность Дианы, наследуемая от традиции дальневосточных групп, таких как “Миссия: Антициклон” и, не побоюсь этого слова, “Мумий Тролль”, легко ложится на спокойную питерскую балладно-гребенщиковскую утонченность Светланы. И сплав этот породил своеобразный, нетипично питерский, стиль, доминанта которого - поразительная экспрессия, не грубая, не жесткая, но очень тактичная.

Оба “снайпера” получили недавно высшее образование. Светлана закончила педиатрическую академию, но свои знания предпочитает использовать на Диане, а зарабатывает тем, что моет посуду в ресторане “Граф Суворов”, куда Диана имеет обыкновение врываться и говорить тамошнему персоналу все, что о них думает, на что Светлана отвечает: “Не обращайте внимания, это моя сестра, а она у меня гений.” Диана же получила квалификацию “преподаватель русского языка как иностранного” (французского как итальянского, испанского как японского), и после защиты диплома, вместо того, чтобы напиться, как делают все нормальные студенты, она обрилась, что называется, под ноль, что из солидарности повторила и Светлана. После чего они дружно сделали вывод о том, что без волос поется легче.

Они снимают комнату в коммунальной квартире в центре Питера, вместе с плюшевым животным по имени Туся Дада и рыбой-долгожительницей Егоркой. Диана мечтает завести кролика, назвать его Кюхельбекером и выводить на поводке на прогулку по Невскому.

Несмотря на долгую уже музыкальную биографию (они объездили полстраны, становились лауреатами фестивалей - особенно в вокальных номинациях, побывали за границей, принимали участие в записях альбомов других музыкантов, выступали в клубах и концертных залах Петербурга, издали сборник своих стихов, песен и иллюстраций) - “Ночные снайперы” как слаженный дуэт родились только этим летом. Как только они перестали быть просто механическим сочетанием гитары и скрипки, а превратились постепенно в дуэт в самом глубоком смысле, они тут же выпустили с помощью Рината Сунгатуллина двойной альбом “Капля дегтя в бочке меда” на кассетах и - с помощью Александра Житинского - на CD; их хиты “Я раскрашивал небо”, “Русский пассажир”, “Алмазный Британец” стали звучать на питерских радиостанциях; выборгское телевидение сделало о “снайперах” фильм.

Лидера или фронтмэна как такового в группе нет. Лидерствуют они по графику. Поэтому, наверное, на обложке следующего альбома Житинский предложил изобразить две статуи Свободы с их лицами.

Контингент слушателей простирается от подростков до кандидатов наук, но, самое главное, чему рады “снайперы” - это то, что их музыка нравится соседям за стенкой.

Трудно определить стиль, которому следуют музыканты нового поколения питерского рока. Кто слышит в их музыке декаданс и модерн рубежа 19-20 веков, кто - русский блатной шансон, кто - венгерские народные мотивы, кто-то считает их самым что ни на есть андеграундом, кто-то - жуткой попсой. Однако в силе и напоре их голосов никто не сомневается. Бархатный альт Дианы, который на прослушивании в музыкальной школе обозвали “классическим сопрано”, и уверенно-нежный глубокий голос Светланы, над которой отоларигологи всегда с сочувствием причитали: “Бедная девочка, какой же у тебя сиплый голос!” (трудно поверить в это, когда слышишь, как Светлана в конце одной из песен - “Уп-тау-ду” - заводит “джамайку”, своеобразный тест на вокальные данные) - эти два голоса настолько физически осязаемы, что способны создать целое собственное суверенное пространство. И вообще, женская музыка без соплей - это редкое явление, и оно достойно внимания.

Появление в Омске альбома “Ночных снайперов” сразу прибавило им немало поклонников. А в начале ноября “Ночные снайперы” собираются посетить наш город. Организацией гастролей в Омске занимается независимый молодежный журнал “2000 rpm” и литературное объединение “Студия философского творчества”. Это некоммерческий проект, поэтому организаторы будут рады любой спонсорской поддержке.

(с) Наталья Кожевникова, Времена года, 1998


Hosted by uCoz