Назад

На главную страницу

Б.А.К., №1, 1994

Софья Ъ. АХАПКИНА

Небрежное изящество. Взъерошенные волосы. Бархатный - пушшшшистый - голос. По слухам, восходящая звезда. Жемчужина "Вавилона". Первая леди омского рок-н-ролла.

Варя ЛЕДЯНЦОВА: "Я ПОСТОЯННО ХОЧУ ЕСТЬ"

БАК: Когда я увидела впервые это имя на афише - Варя Ледянцова - я сказала какое-то нехорошее слово. Кабак, подумала. Соня Мармеладова пришла на ум… И я не пошла на концерт. А зря. Полжизни практически потеряла. Всего лишь из-за странного псевдонима. И кто поручится, что это не отпугнуло еще кого-то? Откуда появилось такое имя?

Варя: Я его не придумывала. Я его приняла. Его придумал Гоша Виноватов. Он мастер на такие вещи, есть куча псевдонимов, которые использовались в КВН, например, Пантелеймон Бдов, Жанна Говядина.

БАК: Но сейчас вы делаете не КВН. Может, стоило сменить имя?

Варя: Оно меня не отягощает. Оно с КВН мало у кого связывается. Песни мои помнят, в Томске до сих пор цитируют хит всех времен и народов "Я - Манька", но наверняка не помнят, как меня звали.

БАК: Ты дифференцируешь Варю Ледянцову и себя-другую?

Варя: Конечно. Я не хочу афишировать свое настоящее имя. Людям, которые меня знали раньше, будет неудобно. Все эти театры, КВН - все это казалось им несерьезным. Они-то все юристы, они-то все крутые, я не хочу, чтобы им было стыдно… На сцене я скорее Варя, чем кто-то другой. А ... я дома.

БАК: Гоша говорил, что он пишет песни немножко из твоей шкурки. В чью же шкурку он все-таки залезает?

Варя: Меня он знает ужасно давно, а Варю поменьше… Если бы он писал для кого-нибудь другого, это была бы уже не Варя Ледянцова, а какая-нибудь Фекла Николаева-Нидвораева. Он понимает, что во мне не-Варе много негативных черт.

БАК: А Варя Ледянцова - это идеал?

Варя: Более или менее. В чем-то она может коня на скаку остановить… Она лучше, чем я. Никому не хочется показывать своих плохих черт. Это панку какому-нибудь хочется. А я не панк.

БАК: И как ты относишься к панку?

Варя Ну… Панк же разный. Вот Игорь Третий - панк, но мягкий панк. Или Летов. Я как-то увидела его по телевизору - какой он неприятный… Но ему надо против шерсти идти, поэтому он и говорит: Ленин - хорошо, партия - хорошо. И выглядит соответствующе - такой разночинец с бороденкой… Или вот Вася из ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ. Ведь панк! Добротный такой. Он все честно делает. Я уважаю людей, которые все делают честно. Но я не могу долго слушать панк, меня это напрягает. А вчера я впервые долго слушала трэш. Хочется людям трэш играть, пусть играют, но так, чтобы выкладывались…

БАК: Ты не пишешь ни текстов, ни музыки, ты только поешь. Ты осознаешь вообщето, что там происходит, в песнях?

Варя:Это очень обидный вопрос. Без меня бы не было всего этого. Гоша просто не смог бы написать эти песни.

БАК: Но насколько это тебе органично?

Варя: Иногда читаешь новые песни - и тут что-то екает. "Буги", например. У меня не получается так выражать свои мысли. В Новосибе, в академгородке, идешь ночью после концерта - ты там никому не нужен, и от того, что ты сейчас уедешь, никому не будет плохо. Но как там классно, какая атмосфера! Днем хуже.Тогда вообще год классный был - 91-й - Настя, КОЛИБРИ, 2САМОЛЕТА… Это про тот год песня. А мы назывались уличный театр "Трезвые Гости", мы ходили по улицам и приставали к прохожим, Гоша в зеленом костюме, я в зеленом платье, два таких придурка! Устроили там парад - шли, кричали: "Каждой харе - по раме!" и т.п. Это оттуда "ночь открытых устриц"…

БАК: Ты говорила, что многое изменяешь под себя в песнях. Например?

Варя: Кое-что. Многое ведь зависит от того, как песню спеть. "Серый Пудель" у нас сначала проходила как тяжелая песня - как будто женщина похоронила ребенка: "Усни, моя радость…" - безысходность полнейшая. А я подумала, что это песня, например, о том, что девушка любит молодого человека, но что-то у них не получилось, и она усыпляет - не человека, а свои мечты, надежды, свое чувство: все равно все будет хорошо, придет серый пудель, завяжет в узел все, что мы любим… Или "Вечный Зверь". Там была такая строчка: "в тесном кольце одиночества", а я решила петь не "тесное" - как будто что-то душит, а "терпкое" - как вино… Про каждую песню я могу много рассказать, но не думаю, что это нужно. Чем больше у людей возникает ассоциаций, тем лучше. А если не хочется людям думать, пусть не думают. Я могу только сказать, "Малярия" - это не просто про конкретную болезнь, а "Серый Пудель" - не просто про собаку… Про песни БГ спрашивают: "ну как это? ну что это?" А мне не важно, у меня свои ассоциации. "В пальцах его снег превращался в сталь" - я понимаю, что это песня про любовь, и мне больше ничего не надо. Там каждая фраза - про любовь.

Некоторые говорят: хочется для тебя песню написать. Ну, пишите! Но я не представляю пока, чтобы я пела чьи-то чужие песни. Если только как подарок.

БАК: У вас не было установки на создание элитарной музыки?

Варя: Нет. Но и для всех тоже не получится никогда.

БАК: А для кого?

Варя: Для людей себе на уме.

БАК: Расскажи, что было до Вари Ледянцовой.

Варя: Была я. Ужасно хотела петь. Я понимала, что ничего доброго из этого не выйдет. Пела бардовские песни, потом - Кузьмин, ВОСКРЕСЕНЬЕ. Потом я оказалась в политехе, в театре "Солидарность". Там меня нашел Гоша, и тогда у нас появилось трио - я, Константинов на рояле, Мещеряков на скрипке. Мы сделали такой проект: брали хиты 60-х, например, "Don't Set Me Free", и по-своему так "переводили" на русский: "Мой первый крик/ В шестьдесят восьмом/ Мир слушал бит/ Торчал от Роллинг Стоунз." "Крыша" на DOORS оттуда, "Как Сестра" на "Lady Jane" ROLLING STONES, "Дружок" на "Hit The Road Jack" Рэя Чарльза… Я тогда сильно не напрягалась, мне это казалось необязательным. А у Константинова очень сложные мелодии. "Буги" у меня долго не получались. И он злился, что я его музыку не могу спеть. "Малярию"-то я пою, это гошина песня, он написал как мне удобней …

Потом мы долго не собирались. А прошлым летом мы с Мацтуком понравились друг другу. Сначала под гитару просто сделали несколько песен. Потом Гоша стал привлекать всех, кого мог. А сейчас им просто жалко меня бросать, я думаю.


гоша и варя

БАК: Ты сейчас даешь много интервью. Ты хочешь быть популярной?

Варя: В какой-то мере. Не так, чтобы на каждом углу звучали мои песни. Так не получится, потому что действительно не для всех музыка. Очень долго казалось, что то что я делаю, никому не нужно. Теперь я хочу убедиться, что это хоть кому-то нужно, хоть 15-20 поклонникам. Я не собираюсь сильно добиваться чего-то, у меня не бойцовский характер. Все как-то само собой получается. Интересуются - приятно. Рыба я. Если бы меня в детстве хвалили, я бы, знаешь, какая сейчас была! Но сейчас, когда меня хвалят, я очень болезненно это воспринимаю.

БАК: Ты считаешь себя профессионалом?

Варя: Для этого еще много работать надо. Я к этому стремлюсь. Но не вполне. Я то на дачу… Маме моей не объяснишь: я профессионал, мама, поэтому сажай свои помидоры сама. Я пытаюсь лавировать, совмещать. Надо за-ни-мать-ся. Я пою то, что я придумала, а должно быть по-другому. Аранжировщик должен быть. А какой у нас аранжировщик, у простых смертных рок-певиц?... Потом - хореограф, модельер…

БАК: Ты считаешь себя рок-певицей?

Варя: Кто же себя будет считать попсовой певицей?.. Сейчас сложилось мнение, что рок-певица - это такая тусовочная дама, как Настя Полева. Или Агузарова, она же кто?.. Ладно, не будем про Агузарову.

БАК: Ну почему...

Варя: Пожалуйста. Очень классная женщина! Но ведь она уехала, и нет ее больше. Ее свобода, раскованность, имидж, марсианин, за которого она замуж вышла… Надо же уметь чушь говорить. Надо уметь стебаться. Мы раньше устраивали фестивали монстров - выходили на дискотеке и начинали странно, дико танцевать, делать такие движения, которые нормальный человек делает, если у него что-то болит, и он за это место держится. Конечно, все это вторично…

БАК: Ты хотела бы выбраться в столицу?

Варя: Я не знаю, что я там буду делать. Иногда я задумываюсь: а что дальше? Я не знаю.

БАК: Ты не пробовала сама писать песни?

Варя: Нет. Потому что я знаю, что есть человек, который это сделает. Рыбизм такой во мне сидит. Мною всегда руководили. Гоша это сделает лучше меня. Было время, он просил меня помочь. "Я - Манька" мы вместе написали. А сейчас сам успевает. Четыре новых песни написал. Но это уже будет другая музыка - дикая. Реггей.

БАК: У тебя есть музыкальное образование?

Варя: Два класса музыкальной школы на фортепьяно. Конечно же, я играла на гитаре, когда пела бардовские песни. Но это ведь надо заниматься. Мне нравится петь - я пою. А сейчас у меня забота - посадить перцы и баклажаны, которые я выращиваю с весны. Они такие толстые! Как баобабы.

БАК: Не могу себе представить Варю Ледянцову, сидящую на грядках.

Варя: Гоша сказал, что он меня за это уважает… Просто однажды я пришла в гости, а там был такой суп! Зимой! Всякие там травки-муравки. Меня это так задело, я подумала: неужели я сама так не могу?.. Баклажанчики жарить буду, а перчики в салатик. Я вообще люблю покушать. Я все это выращу, поготовлю и буду есть!!!

БАК: Давай о несъедобном. Твои музыкальные пристрастия?

Варя: Обычно это зависит от влияния друзей, с которыми я в данный момент общаюсь. Начнем с Гребенщикова - это обязательно. Ну, Пугачева там, Агузарова. Сейчас слушаю KING CRIMSON. Настя. НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ - они вообще нас с Гошей очень сильно задели.

БАК: Ты занимаешься вокалом сейчас?

Варя: У Вульф Елены Михайловны. Это руководитель СПИРИЧУЭЛЗ. Она меня сначала учит школе, потом всем этим джазовым приемам.

БАК: Гоша Виноватов говорил, что он совершенно несерьезно относится к жизни и к прочим традиционно серьезным вещам. А ты?

Варя: Если бы я серьезно относилась, я бы уже знала, через сколько лет я попаду в Ленинград или в Москву. Я была бы уже замужем давно. (Но если бы я вышла замуж - не было бы Вари Леденцовой.) Я бы работала на работе. Все бы у меня было. А у меня же нет ничего сейчас. Кроме моих баклажанов! Это же не серьезно. Я же не могу посвятить всю жизнь баклажанам.

БАК: Юрфак - очень серьезное место с серьезными перспективами. Как ты там оказалась?

Варя: Мама так захотела. Но я не поехала по распределению. Я сказала маме: "Я получила образование. Все. Успокойся." Я пыталась работать юристом. Но во мне нет того, чтобы схитрить где-то, а тут часто приходится с этим сталкиваться. Я не умею врать. И не хочу потом себя за что-то ругать.

БАК: Ты не ощущаешь пустоты в своей жизни?

Варя: Иногда пусто. Когда нет выступлений. Быт заедает. Отсутствие денег. Неполная реализация.

БАК: Ты боишься чего-нибудь?

Варя: Для Вари самое страшное - что Гоша ее бросит. А так - глупостей каких-то боюсь. Комаров боюсь.

БАК: Есть люди, которые относятся к Варе неприязненно? Недоброжелатели?

Варя: Есть недоброжелатели среди музыкантов. Это так непривычно. Потому что я привыкла, что в студклубе, где почти все первокурсники, ко мне относятся с почтением. Если я захотела поесть, например, мне обязательно что-нибудь принесут. Я постоянно хочу есть. Гоша даже песню написал: Когда ... приходит внезапно,/ Садится в кресло и просит поесть, / Мы понимаем, она - наше завтра... и т.д.

БАК: А выпить? Ты никогда не "взбадриваешься" перед выходом на сцену?

Варя: Нет. Пьяные люди на сцене меня очень напрягают. Если я буду пьяная, я не смогу вовремя произнести нужное слово, у меня заплетется язык. Один раз я выпила, но потом пожалела, потому что у меня так сгорело горло!..

Эпилог.

Варя: Удивительно, что я в Омске кому-то нравлюсь. Потому что Омск - совершенно болотный город. Река у нас течет не в ту сторону…

Наверх

Назад

На главную страницу


Hosted by uCoz